Минкомсвязи заказало разработку программного обеспечения, призванного выявлять в Интернете контент т.н. "экстремистского содержания".
На первый взгляд, это начинание выглядит вполне разумным. Действительно, массовые "народные волнения" последних лет, происходившие в разных странах мира и сопровождавшиеся противоправными действиями в значительной степени координировались именно через сеть. Интернет предоставляет колоссальные возможности для общения и существенно облегчает коммуникацию для преступников, которые могут, минуя обычные каналы связи, мгновенно обмениваться любой информацией.
Однако, пристальное изучение этой идеи государственного ведомства показывает, что не все так однозначно, как кажется вначале. Прежде всего, не вполне понятно, что именно подразумевает крайне расплывчатый термин "экстремистское содержания". Более того, даже замглавы Минкомсвязи О. Духовницкий говорит о том, что соответствующие уточняющие поправки в профильное законодательство еще не внесены и находятся только на стадии подготовки. Итак, первая проблема: если неясно, с чем предстоит бороться, каким образом можно грамотно составить техническое задание на разработку такого узкоспециального поисковика?
Вторая проблема состоит в том, что по признанию все того же чиновника - "никакая программа не может вынести экспертного заключения - содержит конкретная статья противоправные высказывания или нет". При этом, предполагается, что новая система будет в состоянии "оперативно отреагировать на контент, содержащий, например, слова "террорист" и "бомба" <...> Далее уже с текстом поработают квалифицированные эксперты, которые сделают вывод: содержит текст признаки правонарушения или нет".
Между тем, согласно последним исследованиям, на начало текущего года в сети насчитывалось более 270 млн сайтов различной направленности, немалую долю среди которых составляют те или иные форматы электронных СМИ. В последние несколько лет все большую популярность приобретают различные социальные сети, в которых миллионы пользователей не только ведут записи частного характера, но и обсуждают различные значимые события государственного и мирового масштаба.
Реалии современного мира таковы, что слова-маркеры, вроде пресловутой "бомбы" встречаются в новостях и аналитических материалах с удручающей частотой. Таким образом, очевидно, что сеть буквально наводнена "экстремизмом". Возникает сразу целый ряд вопросов:
- какого размера потребуется штат экспертов для квалифицированной оценки материалов, обнаруженных новым поисковиком?
- где найти сколько-нибудь значительное количество таких узкопрофильных специалистов?
- кто будет контролировать их деятельность, будет ли создана некая высшая инстанция, к которой можно будет обращаться с апелляциями на кажущиеся несправедливыми оценки?
Следует учесть также тот факт, что по словам исполнительного директора "Лиги безопасного интернета" Д. Давыдова, поиск экстремистских материалов будет вестись среди всех видов контента. Т.е. новая система должна будет анализировать не только текстовые, но также фото- и видеоматериалы, что потенциально может внести хаос в ее работу, т.к. критерии отбора окажутся еще более размыты.
Например, кто сможет аргументированно ответить на вопрос - является ли противозаконным фоторепортаж о ливийских "повстанцах"? Ведь он наверняка будет содержать сцены насилия и прочие, "разжигающие", как это принято сейчас называть, материалы. Или художественный фильм о каком-нибудь локальном конфликте новейшей истории? А воспоминания очевидца каких-либо драматических событий?
Интересно, что взгляды на возможные санкции в случае признания того или иного материала "экстремизмом" у О. Духовницкого и Д. Давыдова расходятся. Чиновник утверждает, что "какие бы мы программные продукты ни изобретали, нашей задачей не является задушить то или иное средство массовой информации. <...> Запретить, закрыть целый сайт - это путь в никуда, ведь человек имеет гарантированное право получать информацию и распространять ее в рамках действующего права".
В свою очередь директор "Лиги" демонстрирует абсолютно бескомпромиссный подход, заявляя, что "Если экстремистская информация будет размещена на сайте, зарегистрированном как СМИ, то к нему будут применены меры по линии Роскомнадзора. В случае обнаружения подобного контента в блогах или на личных страницах в соцсетях, то тут будут включаться механизмы удаления таких сайтов".
Что же касается финансовой стороны вопроса, то контракт на разработку поисковика получила компания "ДатаЦентр", ранее уже создавшая аналогичную систему для обнаружения детской порнографии в Интернете. Реализация нового проекта обойдется государству в 4,6 млн рублей.
Итак, перед нами довольно типичная ситуация, которая нередко возникает в области разработки сайтов или каких-либо специализированных электронных систем:
- расплывчатые цели;
- отсутствие четких критериев, на основании которых можно было бы закладывать предельно ясные, а значит эффективные параметры работы проекта;
- стремление получить максимальный результат, при минимуме расходов. Тендерная система(в ее отечественном воплощении) предполагает победу того, кто предложит наименьшую цену, а не наивысшее качество. По мнению руководителя направления конкурентной разведки компании "Диалог-Наука" А. Масаловича, "дешевле чем за 12-13 млн рублей и 9-10 месяцев на исполнение такого заказа сделать что-то путное не получится. А они объявили конкурс в апреле и уже в декабре хотят пустить систему в строй за 4,5 млн рублей"
Выводы из этой истории можно сделать очень простые. Планируя реализацию своего проекта, будь то разработка сайта или создание программного продукта, прежде всего, определитесь с тем, какой результат требуется получить, составив предельно четкое и недвусмысленное техническое задание. Проведите консультации со специалистами, которые укажут на слабые места идеи и подскажут оптимальные пути достижения поставленных задач. При выборе подрядчика ориентируйтесь не только на ценовые факторы. Распоряжаясь финансовыми средствами, помните, что правило возможности выбора только двух параметров из трех (быстро, недорого, качественно) действует всегда.