Этика делового общения

Перефразируя классика можно сказать, что человек раскрывает очередное письмо с предвкушением получить что-то ценное, интересное и полезное. А закрывает с чувством, что через его душу пронеслось стадо свиней. Чтобы деловая переписка не оставляла неприятного послевкусия, неплохо бы нам всем соблюдать самые простые правила.

Хоть современные технологии значительно изменили скорость доставки электронных писем, но правила общения во многом сохранили традиционную форму.

Этика делового электронного общения

Современная электронная почта – сплав традиционного бумажного письма и телефонного разговора. Этикет электронного общения продолжает динамичное развитие.

Прежде всего, переписка подразумевает диалог знакомых людей. Следует позаботиться о личных данных. Полнота и однозначность персональных данных сорвёт покров таинственности с послания и станет гарантией того, что письмо не отправится в спам. Адрес, содержащий имя и фамилию, будет наилучшим решением для личной переписки. Наличие в адресе домена сайта компании info@company.ru - перспективный маркетинговый ход. Перейдя по указанному после @ адресу company.ru, адресат получит дополнительную информацию об адресате, его коммерческом предложении. Не каждый решится открыть письмо с обратным адресом abrakadabra88@ с домена mail, yandex или rambler, опасаясь получить почтовый вирус или попадания в спам-рассылку.

Электронное письмо подразумевает единство содержимого и оформления. Даже самое выгодное деловое предложение, нелепо и непривлекательно оформленное, может быть отвергнуто ещё на стадии предварительной переписки. Не поленитесь сделать небольшую подводку к сообщению, но и не стоит писать развернутый опус о вашей компании или продукте.

Разбивайте письмо на абзацы, используйте маркированные списки – так вашему адресату будет проще слету ухватить суть сообщения. Если к письму прикладываются какие-то файлы, то не мешает в тексте написать, что это за файлы, какая в них содержится информация.

Если вы ведете активную переписку по проекту, то не стоит «пулять» каждую пришедшую вам в голову мысль отдельным письмом. Мы нередко сталкиваемся с такой ситуацией, когда от одного отправителя приходит по 5-10 писем подряд, и в каждом содержится по одному пункту, а то и вовсе уточнения к предыдущему, за ним вслед сомнения по поводу уточнения и далее следующая гениальная идея. Мы всегда просим заказчика потратить немного времени, собрать все вопросы и уточнения в оно письмо, дать ему немного отлежаться на случай, если вспомнится еще что-то важное. Ведь, согласитесь, очень непросто удержать в голове разрозненные сообщения и ничего не упустить.

Не ленитесь заполнять поле «Тема письма». Во-первых, ваш адресат сможет сразу оценить степень важности сообщения. Во-вторых, при необходимости ему будет легче найти в истории переписки нужное письмо. Нередко наблюдаем ситуацию, когда уже на стадии сдачи проекта письма все еще приходят с темой «запрос сметы».

Осторожно пользуйтесь функцией пересылки письма. Иногда приходят письма с длиннейшим шлейфом пересылок по различным инстанциям внутри компании заказчика. Вы, может, хотели, чтобы мы ознакомились с мнением кого-то из участников процесса, а получается так, что вы вываливаете всю вашу «внутреннюю кухню» на всеобщее обозрение. Однако не следует бросаться и в другую крайность и писать каждое письмо «на чистом бланке». Если переписка идет по какой-то теме, то лучше помочь адресату следить за нитью разговора, не возвращаясь к архиву писем.

Помните, люди предпочитают общаться с эмоционально уравновешенными и вменяемыми собеседниками. Поэтому не злоупотребляйте Caps Lock’ом, восклицательными и другими знаками. Верхний регистр букв и частокол восклицательных знаков воспринимаются как крик, разговор на повышенных тонах.

Не злоупотребляйте Caps Look и восклицательными знаками

Закончим словами американского актёра Джека Николсона: «Я очень трепетно отношусь к правилам хорошего тона. Это не какая-нибудь абстракция. Это всем понятный язык взаимного уважения».