Онлайн-суверенитет

Все последние годы мелкий и средний бизнес в Интернете приучали к тому, что «глобализация» - она везде, во всех сферах. Что можно работать с фрилансерами из соседних стран - зачем платить своим программистам? Потом, правда, можно не допроситься доступов и исходников. Что можно и нужно делать интернет-магазин на готовом иностранном движке, а лучше на конструкторе. И там же брать хостинг. Что можно обойтись и вовсе без сайта, ведь есть социальные сети, и все покупатели все равно там – в Инстаграме, в Youtube, в Facebook. Что можно не делать магазин, а просто выгрузить свои товары в маркетплейс, и вот уже бизнес попер. Правда, при этом вы превращаетесь просто в закупщика-снабженца маркетплейса и свой бизнес никак не развиваете, ну да ничего.

И вот в переломный момент истории, когда страна отстаивает свой экономический и геополитический суверенитет, оказывается, что и в онлайне нужно было укреплять свой собственный суверенитет! В один день (ладно, в три) все остались без своих взлелеянных аккаунтов в соцсетях. Отключаются виджеты, которые были настроены через Facebook, ломается сквозная аналитика, нарушается работа целых готовых библиотек. Владельцы доменов в зоне .com срочно регистрируют домены в зоне ru. Переводят на местный хостинг, переключаются на сервера, расположенные в России, куда не смогут дотянуться мстительные западные «накладыватели санкций». Доходит и до прямого вредительства, например, сайты российских СМИ атаковали через сервис аналитики  (подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/03/2022/622898709a79476d731e4076).

Запрет на монетизацию российских аккаунтов в оставшихся на плаву соцсетях и отключение контекстной рекламы в Гугле неизбежно приведет к огромному наплыву рекламодателей в Яндекс Директ. Аукцион за первые места для объявлений взвинтит и так немалые ставки.

В выигрыше, как всегда, самые предусмотрительные, кто не складывал все яйца в одну корзину – развивал и сайт, и соцсети, и интегрировался с маркетплейсами. Кто вкладывался не только в рекламу в «инстаграмах», но и занимался поисковой оптимизацией. Это именно то, что мы всегда рекомендуем своим клиентам: работать в комплексе! Сработает не один, так другой канал, и в кризисный момент вы не канете в безвестность.

 


Что мы рекомендуем проверить прямо сейчас:

1.     Где хостится ваш сайт.

2.     Автономный ли у вас сайт или он сделан на конструкторе.

3.     Если сайт сделан на конструкторе, то проверьте, проходят ли сейчас регулярные оплаты. С большой долей вероятности автоматические списания с банковской карты не работают. Велика возможность, что сайт выключат просто за банальную неуплату.

4.     Есть ли на сайте дополнительные внешние виджеты, если есть, то на кого они зарегистрированы – это резиденты или иностранный сервис.

5.     Какая информация хранится у вас в облачных сервисах.

6.     Установлены ли у вас счетчики интернет-статистики от Google. Любой встроенный чужеродный код – потенциальные ворота для недружественных действий. Госсайтам, например, дано указание удалить эти счетчики.

7.     С какими сервисами интегрирован сайт (crm, программы учета, сервисы бронирования и т.д.)


Такой мини-аудит поможет вам определить потенциальные точки уязвимости и при необходимости переформатировать ваше присутствие в интернете.

Специалисты компании «Дельфин» помогут вам провести импортзамещение и локализацию сервисов. Мы держим руку на пульсе и помогаем своим клиентам смягчить последствия событий, связанных с турбулентностью в Интернете.