В канун нового года каждый уважающий себя россиянин задается вопросом «А следующий год у нас год кого (по китайскому календарю)?» Правда, при этом с трудом вспоминает, год кого был нынешний, подходящий к концу. Но это и не важно, важно – поймать следующий тренд. Так и в SEO-сообществе: «Год кого у нас нынче по Яндексу? –Точно не знаю, но, вроде, год поведенческого фактора».
Мало кто точно понимает, что именно лежит сейчас в основе ранжирования сайтов в выдаче Яндекса. Непонятно, что лучше – чтобы посетитель подольше задерживался на сайте? А вдруг это просто недостаточно ясная структура заставляет пользователя переходить по все новым и новым ссылкам в поисках нужной страницы? Или лучше, чтобы он практически сразу нашел, что искал? Тогда получится слишком короткая сессия на сайте. И может ли Яндекс отличить одно от другого? В общем, все судорожно начинают проверять свой арсенал средств по влиянию на этот самый поведенческий фактор и … посыпались биржи обмена трафиком, кликботы и проч. Конечно, ведь у нас исторически повелось, что самый короткий путь – в обход.
Прямой же путь состоит в том, что сайты нужно развивать, предлагать новые удобные сервисы, работать над юзабилити, продумывать маркетинговые ходы. Это то, что называется СДЛ – сайты, сделанные для людей. Мы писали об этом полтора года назад, и не ошиблись. Сейчас оптимизатор должен не просто наращивать мышечно-ссылочную массу, а быть «семейным доктором», оптимизировать и структуру сайта, и даже где-то бизнес-процессы клиента. И если раньше мы от клиентов слышали в основном «Хочу, чтобы мое ключевое слово – «ведро» – было на первом месте», то сейчас все чаще просят «сделать так, чтобы сайт продавал». Это радует. Значит, не зря мы проводим аудит сайтов, не зря разрабатываем концепции развития. Трудно было поначалу объяснять клиентам, что с позорным сайтом, слепленном на коленке, ни в какой Топ не пустят. А если даже и пустят, то продавать он не будет. Что Интернет – тот же рынок, и здесь не получится на вложенный рубль получить миллион отдачи. Вкладываться надо постоянно, серьезно и вдумчиво. На одной из конференций Александр Садовский сказал: «Выйти на рынок производства автомобилей, выйти на рынок производства компьютеров, выйти на рынок производства чего угодно – это огромные деньги. Создать новый банк, сравнимый по объемам со Сбербанком – это огромные вложения. Я не понимаю, почему в области поисковой выдачи должно быть как-то по-другому».
Это не значит, правда, что чем дороже вы закажете сайт, тем лучше. Многие веб-студии далеки от оптимизации и маркетинга, они заняты творчеством и созиданием, их продукт – это артефакт, зачастую далекий от рынка, от тенденций сайтостроительства, от психологии пользователей, наконец. Разработка сайта или его модернизация не должна стать для вас ящиком Пандоры – на входе миллион, на выходе неизвестное чудо. Концепцию сайта должны создавать профессионалы совместно с заказчиком, учитывая все нюансы его бизнеса, его ниши на рынке.
И вот только тогда, когда товар в интернет-магазине будет разложен правильно, снабжен правильными ценниками и описаниями, когда об услугах компании рассказано доходчиво и исчерпывающе, а у посетителя будет весь арсенал средств для получения консультаций, пробных расчетов и т.д., вот тогда сайт получит «пятерку по поведению» и выйдет в заветную топ-десятку выдачи.
В общем, сегодня рулят сайты-отличники боевой, функциональной и маркетинговой подготовки.