Для статейного конкурса Нетологии
Наш давний клиент, с которым мы работаем более 8 лет, решил переоснастить свой бизнес по последнему слову ИТ-технологий.
Модернизацию информационной инфраструктуры своего бизнеса (монобрендовый несетевой автосервис) клиент начал с внедрения специализированной crm-системы для автосервисов. Его выбор пал на программу «Трицепс». Обсуждать достоинства и недостатки данной программы в рамках данной статьи мы не будем, и упомянули о ней только в связи с дальнейшими работами по интеграции всех систем.
Мы с клиентом работали по технической поддержке и продвижению сайта. Работали, надо сказать, очень успешно – сайт стабильно находился в Топе обоих ведущих поисковиков по большому пулу запросов и приводил очень большой трафик – более 20 тыс. хостов в месяц. Однако, как мы знаем, мало привести людей на сайт, надо еще сделать из них клиентов. И вот с этой задачей устаревший сайт справлялся все хуже.
Совместно с клиентом была проработана программа полной модернизации, включавшая в себя переделку сайта, разработку личного кабинета для клиентов, интегрированного с crm-системой и разработку мобильного приложения. Поскольку мы являемся веб-агентством полного цикла и имеем очень сильный отдел разработчиков, все работы предполагалось вести только нашими силами.
Как мы скрещивали «бульдога с носорогом»
Первым делом решили связать уже отлаженный бэк-энд с фронт-эндом – сделать личный кабинет клиента, синхронизированный с crm. Мы сами разработали концепцию личного кабинета и написали техническое задание. Функционал ЛК включал в себя ввод полных данных об автомобиле, расчет стоимости ТО с учетом использования оригинальных или аналоговых запчастей, запись на обслуживание с выбором подъемника и временным слотом, рассчитанным по нормочасам т.д. Планировалось также подключить онлайн-оплаты, оповещения о сроках прохождения очередного ТО и многое другое. Довольно быстро мы реализовали веб-версию.
Проблемы начались на этапе синхронизации с Трицепсом. В нашем распоряжении имелось минимальное описание переменных, а также доступ к тестовому интерфейсу и тестовой базе данных. Веб-версия была написана стандартно, на php и MySQL, Трицепс - на MsSQL. Нам пришлось буквально по частям разобрать все таблицы и поля в Трицепсе, методом проб и ошибок установить соответствие между нами и нашей базой данных.
Результатом долгой рутинной работы была полная синхронизация обеих баз. Данные из Трицепса подкачивались в кабинет и обратно, с минимальной задержкой в несколько секунд шло бронирование времени на ТО, обновлялся ассортимент комплектующих. Менеджеры в автоцентре мгновенно получали уведомления о новой записи на обслуживание в виде всплывающего окна со звуковым сигналом.
Все это отлично работало на локалке, но дальше надо было разместить кабинет на хостинге и подключиться к боевой базе данных. Стандартного инструментария виртуального хостинга нам не хватило. Данные выводились в неверной кодировке, и не было возможности подключиться к стороннему Mssql-серверу. Необходимо было установить на хостинге и настроить специальный php-модуль extension=mssql.so. Сложности подключения к серверу Mssql были из за того, что "не все специалисты хостинговой компании знают своё дело". Долго мучились, пока не наткнулись на реального специалиста тех. поддержки.
Первый этап модернизации на этом успешно завершился.
«Сам себе режиссер»
Однако, как это часто бывает, грандиозные планы полного переустройства столкнулись с реальной действительностью, в которой бушевал экономический кризис, и нужно было искать варианты оптимизации бюджетов. Посетив ряд семинаров или вебинаров для владельцев бизнеса, а таких мероприятий сейчас много, клиент решил, что можно сэкономить на seo и веб-разработке.
Часть работ были попросту заморожены, а в чем-то клиент пошел по пути «быстро и недорого». А именно, внедрил готовое мобильное приложение для автосервисов с минимальной кастомизацией и самостоятельно создал целую сетку сайтов под каждый цех на конструкторе Basium. Зачем нужна была сетка сайтов, знают, наверное, ведущие вебинаров, натолкнувшие его на эту мысль.
Мы попали в сложное положение: клиент хотел попросту закрыть старый сайт на домене с более чем 12-летней успешной историей, и перейти на новый сайт с новым доменом, созданный на конструкторе, т.к. ему казалось, что он проще в управлении и, как было написано в рекламных текстах, прекрасно подготовлен для seo. Эту иллюзию в нем подпитывало то, что новый сайт неожиданно стал появляться на топовых местах по ключевым запросам. Объяснялось это просто: поисковики просто склеили его со старым сайтом, поскольку они имели одинаковые контакты и реквизиты, да еще и были добавлены в единую бизнес-карточку на сервисах Яндекс Карты. Вдобавок к этому сама платформа конструктора решила использовать созданный им сайт как промо-продукт, выставила его в своей «витрине» уже с другим названием. Естественно, не потрудившись закрыть его от индексации. Довольно скоро мы имели на руках более 5 вариантов одного и того же сайта, и все в индексе. И как вишенка на торте: возникла жуткая путаница с телефонами, т.к. самостоятельно же был установлен скрипт подменного телефонного номера, который работал не очень стабильно. Вся тщательного выстроенная система seo могла рухнуть.
Немного о конструкторах
Сайт на конструкторе обладает рядом неоспоримых достоинств, в числе которых дешевизна разработки (на первом этапе, в дальнейшем разница сглаживается за счет абонентской платы), набор стандартных модулей, выполненных в современном дизайне и, самое главное, готовая адаптивная верстка под мобильные устройства. На этом, на наш взгляд, все достоинства исчерпываются и начинаются сложности. Сайт не предназначен для решения более сложных маркетинговых задач. На нем не сделаешь личного кабинете, не построишь систему лояльности, да много чего не сделаешь. Среди других минусов называют мусорный код, который не очень нравится поисковикам, сложности его оптимизации, низкая скорость загрузки.
Специалисты ИТ-индустрии, высказываясь о конструкторах, сходятся во мнении, что они хороши для старт-апов, для малого бизнеса и для тестовых проектов. Если же клиенту нужен не просто фронт-энд, а единый сложный организм, цель которого решать бизнес-задачи, то тут требуется индивидуальная разработка.
Все это мы много раз излагали клиенту. Он во многом соглашался с нами, но ему нравилось то, что он сделал своими руками. Он не соглашался использовать наработку конструктора – экспортировать макет и насадить его на новый удобный движок и разместить на хостинге. Не работал даже наш, как нам казалось, убойный аргумент, что он не сможет сохранить форум, который много лет успешно работал на старом сайте. Там скопилась потрясающая база знаний, и он сам по себе был огромным трафикогенерирующим фактором./p>
Используя весь свой дар убеждения, проделав огромную аналитическую работу, мы все же донесли все риски до клиента и совместно выработали очень оригинальную схему.
«Дорожная карта»
Мы предложили клиенту сделать сайт сложной сборки: информационную часть сайта оставить на конструкторе. Ее он сможет и дальше развивать и наполнять самостоятельно через интерфейс управления в Базиуме. Готовый личный кабинет разместить на поддомене и держать на виртуальном хостинге, имеющем все необходимые php-модули для этого. И, наконец, сохранить старый pHpBB-форум со всем его тысячестраничным контентом, тоже разместив его на поддомене и оставив на старом хостинге. Таким образом, у нас получалась вполне органичная конструкция, жизнеспособная и управляемая. Хотя, не скроем, производила она впечатление некоего веб-Франкинштейна.
«Борьба за живучесть»
Описанные выше обстоятельства поставили не совсем обычную задачу реструктуризации Интернет-проекта, которая предусматривала перенос основной его части с профессиональной CMS на конструктор. Реструктуризация должна была отразиться в том числе и на поисковом трафике, а значит вставала еще одна задача - свести к минимуму возможные негативные последствия.
Ознакомившись подробнее с конструктором, в том числе с помощью обращений в службу поддержки, стало понятно, что из-за ограничения функционала будут неизбежны изменения в ссылочной структуре нашего сайта. Так, например, за исключением нескольких специальных разделов (блога и онлайн-магазина) не было возможности отразить логику размещения более частных разделов в более общих. Пользовательские серверные перенаправления с помощью htaccess или php добавить в конструктор было невозможно, и доступным оказался опять же только ограниченный инструмент перенаправления, не поддерживающий регулярные выражения. >
Кроме того, если раньше в индексе поисковиков главное зеркало сайта было с www, то конструктор жестко перенаправлял все URL на варианты без www.
В пользу конструктора можно сказать, что хостинг позволил редактировать файл robots.txt, указать синонимы сайта в виде дополнительных доменов и предоставил доступ к сайту по протоколу https, что оказалось совсем не лишним, т.к. в индексе поисковых систем предпочтительной версией старого сайта считался как раз вариант https.
Однако, здесь предстояло минимизировать ущерб, связанный с тем, что phpBB-форум никак не перенести в конструктор, а в структуре предыдущей версии сайта он размещался во внутренней папке. Тогда опять же, в силу обстоятельств, был выбран вариант, при котором форум оставался на старом хостинге, но переезжал на поддомен без https. В этом случае, какие-либо перенаправления, сглаживающие переход на новую структуру для поисковиков и посетителей установить было невозможно. Форум активно поддерживался на протяжении всего периода работы Интернет-проекта, накопил тысячи страниц и обеспечивал приток существенной части целевого низкочастотного трафика, который совсем не хотелось терять.
Учитывая все недостатки, были предприняты следующие шаги для максимально быстрого обновления структуры и содержимого сайта в поисковых системах:
1. Перенесен контент на версию сайта в конструкторе.
2. Добавлены перенаправления (301 редиректы) со старой структуры на новую, доступные в инструментах конструктора.
3. Внесены изменения в robots.txt
4. Обновлен файл sitemap.xml
5. Поданы заявки и изменены настройки опций в Я.Вебмастере и Google Search Console:
а) Изменено главное зеркало:
- Переезд сайта, Я. Вебмастер (www,https)
- Выбор предпочтительной версии, Google SC (www)
б) Оперативно переиндексированы страницы (с поправкой на лимиты)
- Переобход страниц, Я.Вебмастер
- Посмотреть как Googlebot -> Сканировать -> Запросить индексирование, Google SC
6. Оперативно устранены ошибки по данным статистики сканирования (Я.Вебмастер, Google SC)
Работа по реструктуризации и переезд были проведены в середине августа. В процессе переиндексации уже в 20-тых числах августа, как видно на представленных графиках (пример только из Я.Вебмастера), поисковый трафик начал падать по старому представлению сайта и форума в результатах поиска и перетекать на страницы нового представления.
Показания статистики хорошо сочетаются с показанием роста позиций по поисковым запросам. Хотя трафик еще на вернулся на прежний уровень, тенденция обнадеживает.
1. Динамика поискового трафика на сайт до переноса в конструктор и отделения форума.
2. Динамика поискового трафика на сайт в конструкторе (без форума)
3. Динамика поискового трафика на форум после переноса на поддомен.
Поисковые системы совершенствуя свои алгоритмы идут навстречу бизнесу, обеспечивая вебмастеров набором инструментов, позволяющих уменьшить потери в трафике потенциальных покупателей товаров и услуг даже в нестандартных случаях.
Буквально через месяц после того, как мы завершили кропотливую работу с текстами, тегами, адресами и т.д., сайт показал уверенный рост. Значит, стратегия была выбрана правильная.
P.S.
Готовое мобильное приложение тоже перестало устраивать нашего клиента. Во-первых, стоимость абонентской платы регулярно повышается. За год это выливается в ощутимые расходы. Во-вторых, никакой надежды на интеграцию с сайтом и crm нет. И чтобы это не стало тупиковой «вещью в себе», зреет решение – несмотря на продолжающийся период стагнации в экономике – все же сделать собственную разработку под две платформы с полной интеграцией со всей ИТ-инфраструктурой компании. Но это будет уже совсем другая история, из рубрики «Программирование» J